Основные темы:
Аннотация:

Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским Советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Последние сообщения:

15 августа 2021

В Алуште пройдут XХVI Крымские международные Шмелёвские чтения «И.С. Шмелёв и писатели русского зарубежья»

С 15 по 19 сентября 2021 года в Алуште (Республика Крым) пройдут XХVI Крымские международные Шмелёвские чтения «И.С. Шмелёв и писатели русского зарубежья»...

(См. далее...)

15 июля 2020

В Алуште пройдут XХV Крымские международные Шмелёвские чтения «И.С. Шмелёв и писатели русского зарубежья»

С 15 по 20 сентября 2020 года в Алуште (Республика Крым) пройдут XХV Крымские международные Шмелёвские чтения «И.С. Шмелёв и писатели русского зарубежья»...

(См. далее...)

Анонсы
Сообщения: Международный детский литературный конкурс имени Ивана Шмелёва «Лето Господне»...
21 мая 2015

Образование и наука|Религия|Новости культурной жизни

Международный детский литературный конкурс имени Ивана Шмелёва «Лето Господне»

Положение о Конкурсе имени Ивана Шмелёва «Лето Господне»



 

Конкурс Лето Господне

Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским Советом Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Творческие работы принимаются для участия в конкурсе с 1 сентября по 10 декабря.

Проведение конкурса «Лето Господне» в 2014 году посвящено 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира и 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

 


 

Положение
о проведении Международного детско-юношеского
литературного конкурса имени Ивана Шмелева
«Лето Господне»

 

1. Общие положения

1.1. Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» на соискание премии за лучшую творческую работу среди учащихся образовательных учреждений на территории Российской Федерации и за рубежом (далее Конкурс) учрежден по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

1.2. Проведение Конкурса призвано содействовать формированию устойчивого интереса к изучению отечественной литературы, истории, русского языка и основ православной культуры.

1.3. Конкурс проводится ежегодно и является публичным.

1.4. Проведение Конкурса предполагает:

  • равные условия для всех участников;
  • освещение в средствах массовой информации;
  • неразглашение сведений о результатах Конкурса ранее даты их официального объявления.

1.5. Положение о Конкурсе и все вносимые в него изменения, а также состав Конкурсной комиссии и Экспертного совета утверждаются Председателем Издательского совета Русской Православной Церкви.

 

2. Цели и задачи конкурса

2.1. Цели конкурса:

  • развитие творческого потенциала подрастающего поколения на основе духовной традиции отечественной культуры;
  • развитие культуры чтения и интереса к русской литературе;
  • популяризация творчества писателей, следующих духовной традиции отечественной культуры;
  • содействие формированию у юных писателей творческих навыков, направленных на сохранение и развитие лучших традиций русской литературы.

 

2.2. Задачи конкурса:

  • поддержка одаренных, творчески мыслящих детей и подростков;
  • развитие творческого потенциала участников Конкурса;
  • популяризация русского языкового и литературного наследия в России, странах ближнего и дальнего зарубежья;
  • содействие приобщению детей и подростков к православной культуре и традициям Церкви.

 

3. Учредители и организаторы Конкурса

3.1. Учредителем Конкурса является Издательский совет Русской Православной Церкви (далее: Издательский совет).

3.2. Издательский совет формирует Конкурсную комиссию и Экспертный совет.

3.2.1. Издательский совет:

  • обеспечивает методическое и информационное сопровождение Конкурса;
  • координирует деятельность Конкурсной комиссии и Экспертного совета;
  • готовит итоговый отчет по результатам проведения Конкурса.

 3.2.2. Конкурсная комиссия определяет победителей по результатам оценки работ очного этапа.

В состав Конкурсной комиссии входят деятели науки, культуры и искусства, писатели, священнослужители и общественные деятели.

3.2.3. Экспертный совет:

  • оценивает работы, представленные на Конкурс;
  • оценивает работы, выполненные на очном этапе Конкурса, и представляет результаты оценки в Конкурсную комиссию Конкурса.
  • Состав Экспертного совета формируется из преподавателей русского языка и литературы, привлеченных специалистов и экспертов.

 

4. Условия проведения Конкурса

4.1. Предметом Конкурса являются индивидуальные творческие литературные работы на русском языке, соответствующие требованиям данного Положения.

4.2. Творческие работы принимаются для участия в Конкурсе с 1 сентября по 10 декабря 2014 года.

4.3. Участники Конкурса распределяются по трем возрастным группам, соответствующим: 6-7 классам, 8-9 классам, 10-11(12) классам.

4.4. Участниками Конкурса могут быть учащиеся (студенты) образовательных учреждений (школ, гимназий, колледжей, лицеев), а также воспитанники воскресных школ, учреждений дополнительного образования и иных образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежья.

4.5. Для участия в конкурсе необходимо заполнить анкету участника (Приложение №1) на сайте Конкурса (http://www.letogospodne.ru) и приложить к ней творческую работу, оформленную в соответствии с п.5.1.

Персональные данные участников Конкурса являются конфиденциальной информацией и не могут быть переданы третьим лицам. Работы не рецензируются и не возвращаются.

4.6. Информация о Конкурсе размещена на сайте Конкурса (http://www.letogospodne.ru).

4.7. Издательский совет оставляет за собой право не рассматривать работы, не соответствующие требованиям Положения, не вступать в переписку с участниками и не объяснять причины отказа.

 

5.     Требования к конкурсным работам

5.1. Требования к оформлению работ для подачи в электронном виде:

  • в текстовом формате *.doc, *.docx, шрифт Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал – 1,5;
  • поля страницы: 3 см слева, по 2 см сверху и снизу, 1,5 см справа;
  • объем конкурсной работы не должен превышать 20 000 знаков с пробелами (не более 12 страниц формата А4).

5.2. Все представленные на конкурс литературные работы оцениваются по пятибалльной шкале по каждому из следующих критериев:

  • полнота раскрытия темы;
  • соответствие жанру;
  • выдержанность стиля;
  • самостоятельность мышления автора;
  • соблюдение правил и норм русского языка.

Итоговая рейтинговая оценка складывается из суммы полученных баллов.

При рассмотрении литературных работ учитываются их литературно-художественные достоинства, последовательность изложения, яркость и образность письменной речи.

 

6.     Порядок проведения Конкурса

6.1. Конкурс проводится в два этапа.

6.1.1. В рамках первого (заочного) этапа Издательский совет проводит предварительный анализ работ на предмет соответствия заявленной теме и оригинальности. Работы проходят проверку через электронную систему «Антиплагиат».

6.1.2. Экспертный совет оценивает работы в соответствии с п.5.2 данного Положения. По результатам оценки Конкурсная комиссия формирует рейтинг работ, определяет не более 30 финалистов (по 10 в каждой группе) и приглашает их для участия в заключительном этапе Конкурса.

6.1.3. Второй (очный) этап Конкурса проводится в Москве в третьей декаде марта. Транспортные расходы и расходы, связанные с проживанием финалистов Конкурса и одного сопровождающего лица для каждого участника заключительного этапа оплачиваются Учредителем Конкурса.

6.1.4. В рамках второго (очного) этапа финалисты пишут итоговую конкурсную работу.

 

7.     Подведение итогов Конкурса и награждение победителей

7.1. Конкурсная комиссия подводит итоги Конкурса и определяет победителей, занявших 1-е, 2-е и 3-е место в каждой из трех возрастных групп.

7.2. Победители Конкурса награждаются дипломами (первой, второй и третьей степени) и ценными призами.

7.3. Все финалисты награждаются дипломами участника заключительного этапа Конкурса и памятными подарками.

7.4. Образовательные учреждения и педагоги, подготовившие победителей, занявших 1-е место в каждой из трех групп, награждаются дипломами и специальными призами.

7.5. Итоги Конкурса публикуются на сайте Конкурса (http://www.letogospodne.ru).

7.6. Творческие работы победителей будут опубликованы на сайте Конкурса и в средствах массовой информации.


 

Ключевые направления и темы творческих работ

 

I. Священное Писание как основа русской литературы

Образ Евангелия в творчестве русских писателей. Евангельские мотивы в классических произведениях. Стихотворное переложение псалмов в русской поэзии. История Церкви и жития святых как основа для литературного творчества.

Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. В нем, независимо от глубины своей веры, писатели заимствовали образы и сюжеты для своих художественных посланий. Библейским героям в русской литературе посвящены отдельные произведения, в которых авторы стремятся осмыслить поступки  героев священных текстов, особым образом поэтизировать  образы или передать глубину  их нравственного падения. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.

 

II. Образы Святой Руси

Крещение Руси. Особенности формирования духовных основ русской культуры. Духовное единство русского мира. Собирание земель и их защита. Духовный идеал князя-миссионера. Образ благоверного князя в русской литературе и в народном творчестве. Одухотворение Руси, испытание народной веры. Православие – образ жизни и духовная основа мировоззрения русского человека. Образ аскета и духовного защитника всея Руси. Преподобный Сергий – основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, духовного оплота Святой Руси. Святые страстотерпцы и новомученики Русской Церкви. Святость древней Руси и подвижники нашего времени.

Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси, 1000-летие со дня преставления которого наступит в 2015 году. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь его стараниями освящена была светом христианской веры. Его усилиями Русская земля приняла православие, и это событие предопределило весь ход нашей дальнейшей истории.

Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков, человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия. Избегая искуса судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. Современники уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали его как воплощенный в реальном человеке символ единства Руси.

Просветительские идеи преподобного Сергия, его заветы, по образному выражению историка В.О. Ключевского, были положены «в живую душу народа», стали частью нашего национального достояния.

 

III. Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры.

Образы Святой Руси в классических произведениях. Церковь и церковность в жизни народа. Тихое сияние святости в образах простых русских людей. Образ молитвы в поэтических произведениях золотого и серебряного века. Юродство на Руси и «лишние люди» в творчестве русских писателей-классиков. «Откуда есть пошла Русская земля» – исторические мотивы в классической литературе. Творчество духовных писателей-классиков: Святителя Феофана Затворника, Святителя Тихона Задонского, Святителя Иннокентия (Вениаминова). «Аромат» русской православной жизни.

Русская классическая литература полно и емко выразила национальные идеалы, строй веры русского народа. Центральная идея русских писателей-классиков – это осмысление представления о святости как «высшем идеале» присущем народному, национальному взгляду на жизнь.

Неразрывность связи русской классической литературы с православием очевидна: православие является духовным ядром русской культуры.

Творчество Ивана Сергеевича Шмелёва занимает особое место в русской литературе. Оно глубоко национально по содержанию. Иван Сергеевич является основоположником направления в литературе, которое условно можно назвать «духовно-художественная проза». Все творческое наследие И.С. Шмелёва проникнуто любовью к Родине, к её истокам, к вере и традициям своего народа.

 

IV. Творчество писателей – Лауреатов Патриаршей литературной премии

Современная православная литература и духовное наследие Святой Руси. Образ Церкви в современном историческом романе. Творчество современных биографов Святой Руси. Духовное осмысление событий современности. Образы «героев нашего времени». Великое в малом.

Для современного русского писателя стремление делиться с читателем своими наблюдениями, сомнениями и прозрениями остается актуальным и важным. Думать о «вечных» вопросах, о смысле жизни, о предназначении человека, ставить нравственные вопросы и предлагать их решения или помогать читателю самому, без подсказки, сделать правильный мировоззренческий выбор – основная творческая и нравственная задача.

Все эти качества в полной мере присущи творчеству литераторов, удостоенных Патриаршей литературной премии.

Премия присуждается писателям, внесшим существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей и создающим сочинения, обогатившие отечественную литературу.

*По любому из направлений тема может быть самостоятельно сформулирована автором

 

Примерные жанры конкурсных работ

 

Рассказ

Рассказ — это небольшое по объему эпическое произведение, отличающееся, как правило, сжатостью и простотой повествования. Эта особая, большая, чем в повести, сжатость раскрытия содержания и является главным признаком рассказа. Число персонажей в рассказе обычно очень невелико. Уплотненность повествования, небольшое количество персонажей, отбор только самого основного делают изображение жизни в рассказе очень выпуклым и ярким. Это позволяет в небольшом по объему произведении обрисовать и самого человека, и окружающую его среду, и пейзаж, что сообщает изображению в нем жизни большую полноту.

 

Литературно-критическая статья

Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка произведения, его темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и др. Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т.е. наряду с разбором и оценкой произведения в них рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем.

 

Эссе

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Эссеист, как правило, не выносит окончательного приговора произведению искусства.

Эссе могут быть литературно-критическими, публицистическими, философскими, историко-библиографическими. Эссеисты, пишущие на публицистические темы, часто используют форму письма и дневника.

 

Очерк

Очерк – эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением писателя. Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными. Разновидности современного очерка: публицистический монолог; дневниковые заметки; очерк-портрет; очерк-исповедь; очерк-программа.

 

Дневник

Дневник — это форма повествования, которая ведется от первого лица. Реальные люди могут записывать те или иные текущие события своей жизни. Это, по сути дела, их подневные автобиографические записи, они всегда современны описываемым событиям.

В художественной литературе могут быть использованы дневниковые записи героев, и в этом случае дневник выступает как жанровая разновидность художественной прозы.

 

Путешествие

Литературный жанр «путешествие» имеет две разновидности:

Это различные описания очевидцем-путешественником географического, этнографического и социального облика увиденных им стран и народов, т.е. документальные путешествия. Они имеют, как правило, познавательную и эстетическую ценность, особенно если они написаны в эпохи, когда проза еще не расчленилась на художественную и научную, например «Хождение за три моря» А. Никитина.

Путешествие — это также и жанр произведений, сюжет и композиция которых излагаются и строятся как документальные путешествия. Художественный жанр путешествие формировался под влиянием путевых рассказов и записей самих путешественников. Значительную роль в его развитии сыграли легенды, возникшие на основе этих рассказов и записей.

Исходя из задач Конкурса, все представленные выше жанры могут быть реализованы в форме сочинения-описания, сочинения-повествования и сочинения-рассуждения.

 

Сочинение-описание

Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может присутствовать  также в аргументирующей части рассуждения. Описание – это упорядоченное перечисление наиболее существенных признаков предмета (вещи, человека, животного, явления, процесса и т.д.). Например: «Портретная характеристика Печорина».

 

Сочинение-повествование

На повествовательных частях художественного текста может быть построено целое рассуждение, например, «Пути исканий смысла жизни князем Андреем». Вся аргументирующая часть этого рассуждения будет представлять собой сжатое повествование об основных этапах жизненного пути Андрея Болконского.

 

Сочинение-рассуждение

Наиболее распространённый тип сочинения. Рассуждения на литературную тему могут быть в различных жанрах: от отзыва о прочитанной книге до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора.

* Другие жанры могут быть выбраны автором самостоятельно

28 октября 2014 г.


Конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне»


Также по этой теме:


Положение о конкурсе «Лето Господне» (MS Word 2003, 43 кб)
Ключевые направления и темы работ конкурса «Лето Господне» (MS Word 2003, 42 кб)
 
Последние публикации:

5 ноября 2022

Ольга Майер:

Иван Шмелёв, заново родившийся в горе

Почти все русские эмигранты, не смирившиеся с тем, что навсегда покинули свою Родину, верили, что когда-нибудь обязательно вернутся в Россию. Последнее желание автора «Лета Господня», оставленное им в завещании, было выполнено: в мае 2001 года, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия...

(См. далее...)

15 января 2022

Валерий Сдобняков, Виктория Захарова:

Духовное величие русской литературы в ее многовековой неразрывности

Беседа председателя Нижегородской областной организации Союза писателей России Валерия Сдобнякова с доктором филологических наук Викторией Захаровой о творчестве писателя Ивана Сергеевича Шмелёва.

(См. далее...)

12 апреля 2021

Татьяна Петракова:

Валерию Петровичу Цыганнику, гражданину Вечности…

Четыре месяца назад, 12 декабря 2020 года, на семьдесят пятом году оборвалась жизнь выдающегося подвижника российской культуры, директора музейного комплекса в крымской Алуште и нашего большого друга Валерия Петровича Цыганника. Он и Крым для нас – неразрывны. Он – и имя Ивана Сергеевича Шмелёва.

(См. далее...)

| Главная | Шмелёвские чтения | Музеи | События | Публикации | Сообщения | Авторы | Анонсы | Архив |
КРЫМСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ШМЕЛЁВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2024 Рейтинг@Mail.ru Патриархия Православие.Ru