Святитель Феофан Затворник (1815—1894), в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 году окончил Орловскую Духовную Семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию...
В 1841 году окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА).
В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским.
С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 году св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной Семинарии.
С 1856 года архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 года — ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В 1859 году хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого.
В целях подъёма народного образования епископ Феофан устраивает церковноприходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства.
С июля 1863 года святитель пребывает на Владимирской кафедре.
В 1866 году по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии.
Тихие монастырские стены влекли к себе сердце владыки не возможностью покоя, они звали его на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужений и молитв, святитель посвящает письменным трудам.
После Пасхи 1872 года святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, отвечает на многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечает: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве.
Наиболее значительные труды его — «Путь ко спасению», «Письма о христианской жизни», Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольский посланий», «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться?», «Начертание христианского нравоучения».
Святитель мирно почил 6 (19) января 1894 года, в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка.
Погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни.
Канонизирован в 1988 году как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, которые могут рассматриваться чадами Церкви как практическое пособие в деле христианского спасения.
Также по этой теме:
|