Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук, Профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования Москвы

Петракова Татьяна Ивановна

Доктор педагогических наук
Профессор
Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования Москвы

Труды этого автора

О публикации...

Доклад на XVIII Крымских международных Шмелёвских чтениях 2009 года «И.С. Шмелёв и писатели литературного зарубежья»

Публикация:

Вера и Время

30.05.2015

Также у этого автора:

1 июня 2015

«Сокровища Благих». Святые как герои повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»

Тезисы выступления на Крымских Международных Шмелёвских чтениях. Алушта, сентябрь 2012 г.... (Далее)


Основные темы:
Другие Публикации:

13 октября 2018

Николай Головкин:

«Только о России, о русском человеке…»

В творчестве Ивана Сергеевича Шмелёва (1873-1950), возродившего православный, народный дух в отечественной литературе, раскрываются глубинные моменты русской души, создаются яркие образы людей, жизнь которых была...

(См. далее...)

1 июня 2018

Людмила Кириллова:

Иван Шмелев: под солнцем Родины

Книги на столе: «Лето Господне» (о ней русский философ Иван Ильин написал: «Это сама духовная ткань верующей России») – такая светло-радостная, что дух захватывает; а рядом – «Солнце мертвых», от которой судорогами сжимается...

(См. далее...)

Анонсы
Публикации: Святоотеческое учение о детстве и «Лето Господне» И.С. Шмелева
30 мая 2015

Шмелёвские чтения - Крым|Образование и наука


Святоотеческое учение о детстве и «Лето Господне» И.С. Шмелева

(О благодатных средствах воспитания)


«Если … не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». (Мф., 18,3)

«Когда ребёнок соприкасается с Богом, тогда в душе его появляется радость, чистота и сила».

Святейший Патриарх Кирилл,
Храм Христа Спасителя, 4 сентября 2009 г.

«Нет нам извинения, когда дети у нас развратны».

Свт. Иоанн Златоуст

 

В чём счастье человека? В хорошей, интересной работе, в добрых друзьях, благополучной семье. Счастье – в здоровье, умении ценить каждый миг, подаренный Богом.

Особое счастье – в хороших детях. А какие они, хорошие дети? – размышляем мы, родители и педагоги. И встаёт перед нами образ Вани из повести Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне» - доброго, послушного, ласкового, искреннего, чистого ребенка. «Ангельской душки», по выражению Горкина (с. 488).

Как воспитать такого, и возможно ли это в наше время? Как известно, времена не выбирают, а хорошие дети, как и вообще хорошие люди, есть, были и будут всегда. Значит, в принципе это возможно. Но как?

Обратимся за помощью к святым отцам, учителям «на все времена», чьи труды стали теперь доступны, и повести Шмелёва «Лето Господне».

 

1.

Детство – особый период в жизни человека. В детстве закладываются все основные «сюжеты» его будущей жизни. Образ Рая – блаженной, безмятежной, беззаботной, радостной жизни, к которой стремится каждый – это тоже детство. Каким будет этот образ – во многом зависит от нас, взрослых. От нашего понимания, усилий, желания, собственного опыта, и, наконец, от нашего умения воспитывать, обучать, образовывать. И здесь нам не обойтись без авторитетных советов.

Советов святых отцов, подкреплённых художественными образами.

 

2.

Образ детства, данный в повести Шмелёва «Лето Господне», может служить своеобразной опорой, идеалом для современного воспитания, воспитания эффективного, дающего «добрый плод», то есть хороший результат. Воспитания, опирающегося на православную традицию и использующего «благодатные средства», о которых мы мало знаем и к которым редко обращаемся. Митрополит Питирим (Нечаев) пишет: «Зловещая практика XX века, чудовищный опыт нигилизма и дегуманизации подтверждает давний взгляд на природу человека, выраженный в христианском богословии, в соответствии с которым эту природу нельзя произвольно улучшить или переделать безблагодатными средствами» (МП, с.213)

 

3.

Из обширного педагогического материала, разнообразия педагогических тем, идей, направлений повести Шмелёва мы выбрали именно эти БЛАГОДАТНЫЕ СРЕДСТВА. Достаточно подробно они охарактеризованы свт. Феофаном Затворником в книге «Путь ко спасению». Прежде чем кратко остановиться на каждом из них, дадим характеристику детской религиозности, являющейся главнейшей составляющей мира ребёнка.

 

4.

Прежде всего сделаем два общих замечания. Отметим примат духовного начала в человеке, а также то, что религия, как психическая функция, не может быть, по мнению учёных, устранена из души человека (ВЗ ПД с.202). «Иерархическая конституция изначально присуща человеку, хотя и выражена в разные периоды жизни неодинаково», - пишет В.В. Зеньковский (ВЗ, ПВХА, с.104). Каковы же основные черты детской религиозности? Прежде всего, отмечают психологи, она антропоцентрична и антропоморфна.

 

Антропоцентризм означает, что личность ребенка, его близкие, стоят в центре созданного им мира, и толкование жизни определяется этим его положением и состоянием. Если даже ребенок не слышит от взрослых о Боге, он инстинктивно ищет центр средоточия мира. Этот внутренний поиск «центра мира», можно назвать естественной религиозностью. «Дитя нуждается в том миропонимании, - пишет В.В. Зеньковский, - при котором для него всё в мире имеет смысл, всё восходит к Творцу и Отцу Небесному» (ВЗ, ПВХА, с.166). Подтверждение этому тезису находим в повести «Лето Господне». Читаем: «Живое, неизъяснимое, радостное, святое… Бог» (с. 332). «Бог на небе, за звёздами, с лаской глядел на всех…» (с. 444).

 

Антропоморфизм – это наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений. Дети объясняют любые причинно-следственные отношения в природе по аналогии с отношениями между людьми. Находим у Шмелёва: «И самая верба радуется, весёленькая такая…»(с.549). «Бедный, целый год один в темноте скучал, а теперь, небось, и он радуется, что Рождество!» (о «пауке», шесте со щёткой, которой обметают углы).

 

Ещё одна характерная черта детской религиозности – открытость детского сердца для восприятия Божества. Её можно назвать живым чувством Бога. «Хочется мне чудесного!» (с.349), - читаем в повести. Следует отметить, что «чувство Бога» у ребёнка сильнее процесса его интеллектуализации. Его религиозные переживания устойчивы и ярки. Они обладают тенденцией стать центральными и окрасить весь внутренний мир растущего человека. Но детское сознание не владеет ими. Поэтому оно целостно, радостно, ребенок любит весь мир. Опять обратимся к повести: «Светло у меня на душе, покойно» (с. 311). «На душе у меня радостно и тихо» (с.329). «Чудесный день, все чудесные» (с. 229). Таким образом, «религиозное» в душе ребенка оформляется именно в религиозном чувстве (ВЗ, ПД, с.205).

 

Именно это непосредственное, живое, религиозное чувство наполняет детскую душу сознанием смысла бытия. У ребёнка появляется стремление проникнуть в сферу смыслов. Дитя буквально вживается в безграничный мир смыслов, в человеческие отношения, в природу, в то, что НАД человеком. «Что-то я постигаю в этот чудесный миг… - Есть у людей такое… выше всего на свете… С в я т о е, Бог». Здесь, однако, важно помнить совет святых отцов о том, что знание не должно идти впереди нравственного развития ребёнка. [В этот период детского развития особая роль принадлежит родителям, которые зачастую сообщают детям такие понятия, которых те не понимают. Или, напротив, вообще ничего не говорят им о Боге, «охраняя» естественное развитие души: мол, вырастет – разберется. Отсюда растёт и крепнет обядоверие, мистицизм, дохристианское восприятие Бога как судии.]

 

Следует также сказать о высокой религиозной настроенности детской души (её иначе называют «одарённостью»). Обратимся за примером к И.С. Шмелёву. «Двор наш совсем другой, кажется мне священным» (с. 356), «запахи – священны» (с. 375), «тихий свет – святой», «кутья – священна» (с.402), «святая ложка» (с. 392), «священный крендель» (с. 474), «сухие цветки – священные», «У Горкина дело – священное»(с. 571), «За окнами распустился тополь, особенный – духовный» (с. 555), «особенный чай, священный» (с. 543), «Священная будто начинается, а не простая баня» (с. 601).

 

Ещё одна важная черта - целостность восприятия мира, отсутствие сомнений. Мир для ребёнка является единым живым организмом. «Всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне… до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном» (с. 407). «Смотрю на образ, и всё во мне связывается с Христом: иллюминация, свечки, вертящиеся яички, молитвы, Ганька, старичок Горкин» (с. 328).

 

Создание собственных религиозных образов. «…религиозные образы в душе ребёнка, - пишет В.В. Зеньковский, - помогают развернуться лучшим движениям детской души, изнутри согревают и просветляют её. Школа, которая не хочет иметь дела с религиозной сферой ребёнка… отбрасывает от себя огромную творческую силу и вынуждена прибегать к суррогатам и подменам» (ВЗ, ПВХ, с.131). «До сего дня живо во мне нетленное: и колыхание, и блеск, и звон, - Праздники и святые, в воздухе надо мной, - небо, коснувшееся меня» (с.450).

 

Религиозные представления ребенка, как правило, схематичны, «грубы», они складываются из образов. Чем богаче религия образами, тем она доступнее и ближе детской душе. В.В. Зеньковский, к авторитету которого мы не раз обращались, пишет: «Та религия действует более воспитательно, которая обладает большим количеством образов» (ВЗ, ПД, с.206). Христианство богато образами. Перед родителями, педагогами стоит задача умело распорядиться этим богатством. Нуждается в религиозных образах и душа маленького человека. Чем они доступнее, яснее, тем сильнее их влияние на его душу. Религиозные образы необходимы для выражения религиозных переживаний, чувств, поэтому нет лучшего материала для воспитания, чем рассказы об Иисусе Христе, Божьей Матери, о святых. У И.С. Шмелёва мы часто встречаем обращение к образам святых, их примеру (свв. апостолы Пётр и Павел, царь Константин и царица Елена, мученик Трифон, святители московские Пётр, Алексий, Иона и Филипп, соловецкие угодники, вмц. Варвара, прп. Савва Звенигородский, прп. Сергий Радонежский, свт. Николай Чудотворец, апостол и евангелист Иоанн Богослов, мученик Иоанн Воин, свт. Григорий Богослов, мчч. Сергий и Вакх, вмч.Георгий Победоносец, свв. Косма и Дамиан…). Даже живые люди являются для Вани носителями святости. Например, Горкин – «совсем святой» (с.291), кучер Антипушка – «борода как у святого»… Неправильно поставленная работа с образами рождает суеверия, «недообразы» – образы, не дотягивающие до правильных религиозных представлений и понятий.

 

Религиозная активность - одна из особенностей детской религиозности. Поскольку ребёнку чужд дух компромисса, он со всей серьёзностью и искренностью следует за движениями своего сердца.

«Как чудесно!» (с. 300) «Такая радость!» (с.302)

В словах мальчика «Благодать Господня шумит за окнами» (с. 359) мы чувствуем его стремление к этой благодати.

Свет детской души – это прообраз святости.

Таким образом, детская религиозность имеет свои особенности, нуждается в поддержке взрослых, она требует от воспитателя определённой позиции, действий, использования «даров благодати». «Будьте как дети», - сказал Иисус Христос. Это, конечно, не значит, что мы снова должны стать детьми. Евангелие восхваляет не наивность, а внутреннюю гармонию, целостность, живость, естественность, радостность детской веры. Все эти прекрасные качества, особенности детской религиозности, описанные с особым мастерством, тонкостью мы встречаем в повести «Лето Господне».

И вспоминаем евангельское: всегда радоваться, за всё благодарить…

«Пребывание в тварном мире и даже служение ему ни в малейшей степени не должно ослаблять или затруднять окрылённость духовной жизни, цветение в нас духовной силы» (ВЗ, ПВХА, с.111).

 

5.

«…душа является в мир голой силой, возрастает, богатеет во внутреннем содержании и разнообразится в деятельности она уже после», - пишет святитель Феофан Затворник (ФЗ, ПС, с.34). Духовная жизнь у человека зарождается в крещении. По мере возрастания младенца эта жизнь, зарождённая благодатью, должна им постепенно «осваиваться», осознаваться.

Св. Диадох, говоря о силе крещения, отмечает: до крещения грех живёт в сердце, а благодать действует извне. После крещения – благодать вселяется в сердце, а грех влечёт извне.

Сохранение благодати крещения – это и есть, по мнению святых отцов, главная задача воспитания. Для этого необходимо «поддерживать и укреплять добрую в детях сторону и обессиливать и подавлять худую» (ФЗ ). Общая «установка» здесь – церковность и святые Тайны, вера и благочестие родителей.

Кроме того, святые отцы перечисляют конкретные средства воспитания, которые называются «благодатными». Какие они?

Святитель Феофан Затворник, опуская, как само собой разумеющиеся, молитву и пост, перечисляет следующие: частое причащение св. Христовых Таин; частое хождение в Церковь, прикладывание ко кресту, Евангелию, иконам; частное осенение крестным знамением; окропление св. водою; курение ладаном; благословение священника; принесение в дом икон из церкви; молебны. Читая повесть И.С. Шмелёва, мы видим, что именно эти простые средства описывает автор повести. Остановимся кратко на духовном смысле каждого из них, проиллюстрировав примерами.

 

- Причащение св. Христовых Таин.

Как известно, причащение бывает на Литургии, главном церковном богослужении. «Литургия» в переводе с греческого означает «общее дело». По словам Святейшего Патриарха Алеквия, в этом общем для верующих деле открывается «реальнейшая реальность», происходит встреча с Богом и соединение верующих во Христе (Педагогика, с. 75). В этом таинстве «абсолютно трансцендентное становится абсолютно имманентным»: человек входит в живое общение с Богом.

Говоря о причащении детей, Феофан Затворник пишет, что через принятие Святых Христовых Таин дитя соединяется с Богом «живо и действенно». Тело и Кровь Христовы освящают ребёнка, умиротворяют его, делают неприступным для тёмных сил.

Подтверждение этому положению находим у И.С. Шмелёва.

[После причастия] «Так мне легко и светло на душе, что у меня наплывают слёзы.., и я обещаюсь Горкину никогда больше не согрешать. … И вдруг подходить Гриша и говорит, оглядывая мой костюмчик: «матрос… в штаны натрёс!» Сразу нас – как ошпарило. Я хотел крикнуть ему одно словечко, да удержался – вспомнил, что это мне искушение, от того. И говорю ласково, разумно, - Горкин потом хвалил:

- Нехорошо, Гриша, так говорить… Лучше ты поговей, и у тебя будет весело на душе.

Он смотрит на меня как-то странно, мотает головой, и уходит что-то задумчивый. Горкин обнял меня и поцеловал в маковку, - «так, говорит, и надо!». Глядим, Гриша опять подходит… и даёт мне хорошую «свинчатку»… И говорит, очень ласково:

- Это тебе от меня подарочек, будь здоров. И стал совсем ласковый, приятный… И поговеть даже посулился, - Три года, говорит, не говел, а вы меня разохотили.» (с.543).

 

- Частое хождение (ношение) в Церковь, прикладывание ко кресту, Евангелию, иконам.

О значении посещения храма митрополит Макарий Невский пишет, что оно имеет «высокое нравственное воспитательное влияние на душу ребёнка» [подчёркнуто нами – Т.П.] (МН, ХВД, с.4).

Прекрасной иллюстрацией этого положения является по существу вся рассматриваемая нами повесть.

«Идёшь из Церкви – всё другое. Снег – святой. И все звёзды – святые, новые» (с.371). Мы видим действенность этого благодатного воспитательного средства, изменение внутреннего состояния человека (ребёнка).

Прикладывание ко кресту, Евангелию, иконам, согласно церковному учению, это выражение почитания и любви к Богу, Божьей Матери, Священному Писанию и святым. Таким образом дитя учится выражать свои чувства, свою любовь, у него формируется важнейшее высокое чувство – благоговение. [Благоговения не хватает в нашей жизни. А без него невозможно воспитать любовь ко всему святому. Без него вся сила, глубина, высота чувств, на которые способен человек, переносится не на тот «предмет», для которого она предназначена, а, как правило, на другого человека (который не в силах справиться с этим «потоком» - так рождаются ложные кумиры) или на вещи].

«И надо мной проходят [Иверская икона БМ] – я замираю в ТРЕПЕТЕ» (с. 328).

«Чудится мне, что на всём остался БЛАГОСТНЫЙ ВЗОР Царицы» [Божьей Матери] (с. 348).

Вся жизнь героев повести связана с православными иконами, их можно назвать её реальными «действующими лицами».

Здесь необходимо также заметить, что, по учению Православной Церкви, благодать действует не ОТ иконы, а ЧЕРЕЗ неё (иерей Дионисий Свечников). И в повести мы видим равное почитание, равное отношение ко всем иконам, чувствуем живое общение с иконой главного героя - Вани. И её «отклик» на его обращение.

«Я смотрю на Святую Троицу, а Она, Три Лика, с посошками, весело на меня» (с. 358).

«Кажется мне, СМОТРЯТ они на нас, все – святые и светлые. А мы-то грешные…» (с.448).

«Господня сила в ликах священных, явленная… заступники наши все, молитвенники небесные… Это уж самое Н Е Б О движется…» (с.448).

По выражению одного современного исследователя, здесь икона уже не открывается КАК ПРОШЛОЕ, но ОЖИВАЕТ КАК НАСТОЯЩЕЕ (Л.А. Успенский. Икона в современном мире).

 

- Осенение крестным знамением.

Крестное знамение берёт своё начало со времени раннего христианства. Крестное знамение – это безмолвная молитва, благословение и символ веры. Накладывая крест, христианин освящает свои мысли, чувства и деяния рук.

Тема креста в повести – одна из центральных. Тропарь св. Кресту любит напевать Сергий Иванович, «папашенька» Вани: «Кресту твоему покланяемся, Владыка…». И он проносит крест свой до конца.

«Грешно бояться Креста Господня, - говорит Горкин Ване, - его бесы одни страшатся» (с.527). Он поясняет и учит мальчика: «Каждому даётся крест, чтобы примерно жить… и покорно его неси» (с. 525). И у Горкина, который является примером для Вани, – свой крест. То же можно сказать обо всех героях повести.

В повести вообще много и часто крестятся. Особенно часто – Горкин, «совсем святой» (с. 292). Это ли не пример для Вани, да и для всех нас – родителей и воспитателей.

 

- Окропление святой водою.

Её благодатное воздействие на верующих испытано и проверено веками. Обычная вода, освящённая крестом и молитвой священника, приобретает свойства через окропление «освящать всё вокруг и прогонять бесовскую силу во всех её проявлениях» (прот. Василий Изюмский. Зачем нам нужна Церковь).

Освящённая вода есть образ Божьей благодати: она очищает от духовных скверн, освящает верующих и укрепляет их.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении. Ею окропляют на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления (Крещения) каждый христианин несёт её домой, хранит, как величайшую святыню, с молитвой употребляя в болезнях и немощи.

Прп. Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им святой Богоявленской воды.

Прп. Амвросий Оптинский смертельно больному человеку послал бутылку со святой водой – и тот выздоровел.

Прп. Серафим Вырицкий советовал окроплять продукты и пищу иорданской (крещенской) водой, которая «сама всё освящает». Когда кто-то сильно болел, старец благословлял принимать по столовой ложке освящённой воды через каждый час. Он говорил, что СИЛЬНЕЕ ЛЕКАРСТВ, ЧЕМ СВЯТАЯ ВОДА И ОСВЯЩЁННОЕ МАСЛО, НЕТ.

Что же у И.С. Шмелёва?

 

«Брызгает серебро на все: кропят и березы, и сараи, и солнце в небе, и кур с петухом на штабеле…

Коровку-то покропите, - просит, прижав к подбородку руки, старая Марьюшка-кухарка.

Надо уважить, для молочка…, - говорит Андрон-плотник.

Корова склонила голову» (с.347-348).

 

«А яблочки почему кропят? Вот и не так знаешь… А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха. А Христос взошёл на гору и освятил… А КАК ОКРОПЛЕНО, ТО БЕЗО ВРЕДА» (с.359-360)

«И будут есть, уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, СВЯТЫЕ. Это и есть Преображение» (с. 366).

 

- Благословение священника

Говоря о благословении священника, важно помнить, что благословение исходит от Бога, а не от Батюшки.

«Благословил он всех нас» (с. 408, Владыка на именинах Сергея Ивановича)

 

Обобщая сказанное, можно привести слова свт. Феофана Затворника. «Всё церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил».

 

Иван Сергеевич Шмелёв в повести «Лето Господне» заставляет нас задуматься над тайной воспитания настоящего человека, понять роль семьи, нас, взрослых, помогает обратиться к тем благодатным средствам воспитания, которые мы мало знаем и совсем нечасто используем, и увидеть их внутренний смысл.

Говоря же о «крепких оградах», следует помнить, что их может разорить неверие, небрежность и беспечная жизнь родителей и воспитателей.

«Дух веры и благочестия родителей должно почитать МОГУЩЕСТВЕННЕЙШИМ СРЕДСТВОМ к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях» (ФЗ, ПС).

Собственно говоря, об этом – вся повесть замечательного писателя, её педагогический лейтмотив. А итогом такого благодатного воспитания могут стать слова Вани: «И мне хочется стать святым» (с. 328). Не это ли самое главное?

 

6.

Интерес к Православным традициям воспитания и в России, и на Украине, и в других странах СНГ только возрождается. В России он получил своё выражение и на государственном уровне. Президент России Дмитрий Медведев 21 июля 2009 года на встрече с лидерами традиционных конфессий поддержал введение в школах обязательного предмета под условным названием «Духовно-нравственное воспитание» («Религиозная культура и этика»). Глава Российского государства предложил вариант, учитывающий позицию как верующих, так и атеистов, и не нарушающий Конституцию страны.

Святейший Патриарх Кирилл много раз отмечал особую роль Православия для истории и культуры России, при этом он подчеркнул важность добровольного выбора религии для обучения семьями учащихся.

Говоря о приобщении к религиозной традиции как государственной задаче, мы, вместе с тем, понимаем, как многое в деле воспитания и образования зависит от каждого из нас, от нашей гражданской и человеческой позиции. Мы осознаём в то же время, какое это трудное и святое дело, памятуя том, что в деле воспитания всегда участвуют трое: воспитатель, воспитанник и Бог, «Который над каждым из нас непрерывно бодрствует, Тот, для Которого нет случайностей, Кто всё доброе в нас поддержит, всё неразумное исправит, от всякого зла защитит, Тот, без Чьей воли ни один волос не упадёт с нашей головы» (прот. Вячеслав Резников, «Чувства добрые»).

«Посреди всех этих трудностей остается нам одно: прибегать к Господу Богу, усердно просить от Него помощи и вразумления, а затем, со своей стороны, делать всё, что можем» (прп. Амвросий Оптинский). Будем стараться делать всё, что можем.

 

Использованная литература

 

Зеньковский В.В. Психология детства. М.:Akademia, 1996.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братсвтва, 1993.

Иоанн Златоуст. Уроки о воспитании. В кн.: Феофан Затворник. Путь ко спасении. Репринтное издание. М., б/г.

Митрополит Питирим (Нечаев). Тело, душа, совесть (Учение о человеке в христианской традиции и современное общество. В кн. Малая Церковь. Настольная книга прихожанина). М., 1992, с.202-213.

Резников В., священник. Чувства добрые. Литературная газета, 1991 г., №15

Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: ИМПЭТО, 1997.

Макарий Невский, митрополит. О христианском воспитании детей. Владимир: Изд. отдел Владимирской епархии, 1991.

Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости: Воспитание детей. М.: Даниловский благовестник, 1994.

Сестра Магдалина. Мысли о детях в православной церкви сегодня. М.: ОРОиК, 1992.

Феофан Затворник. Основы православного воспитания. По кн. Путь ко спасению. Киев: Изд-во им. свт. Льва, 2002.

Шмелёв И.С. Избранное. М.: Правда, 1989, с.281-686.

Святейший Патриарх Алексий. Основы православного образования в России. Доклад в Российской академии образования. Педагогика, 1995, № 3, с.73-76

5 октября 2009 г.


Источник:      Вера и Время


| Главная | Шмелёвские чтения | Музеи | События | Публикации | Сообщения | Авторы | Анонсы | Архив |
КРЫМСКИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ШМЕЛЁВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2021 Рейтинг@Mail.ru Патриархия Православие.Ru